Уклонение подрядчика от выставления счёта-фактуры нарушает право генподрядчика на налоговый вычет и допускает понуждение к её передаче (Постановление АС МО от 22 июня 2026 года по делу № А40-184003/25).
📝
Что произошло. АО «ГУОВ» (генподрядчик) предъявило к ООО ГК «Высота» (подрядчик) иск о взыскании 51 548,47 руб. вознаграждения за услуги генподряда и об обязании подрядчика в пятидневный срок составить и направить генподрядчику счёт-фактуру на 1 030 969,49 руб. с соблюдением п. 6 и п. 8 ст. 169 НК РФ. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении обоих требований.
В чём ошибка. Нижестоящие суды, отказывая в понуждении к выставлению счёта-фактуры, исходили из того, что налоговое законодательство не предусматривает принуждения к выдаче счёта-фактуры и что избранный истцом способ защиты не предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Тем самым суды не учли, что без счёта-фактуры генподрядчик лишается возможности реализовать установленное ст. 171, 172 НК РФ право на налоговый вычет по НДС, уплаченному в цене принятых работ, и не сопоставили это с обязанностью подрядчика по договору передать соответствующую документацию.
Позиция кассации. Обязанность предъявить покупателю сумму НДС и выставить счёт-фактуру распространяется на всех плательщиков НДС как безусловное требование (ст. 168 НК РФ); выделение суммы налога в счёте-фактуре — необходимое и достаточное формальное основание для налогового вычета (КС РФ, постановление от 19.12.2019 № 41-П). Хотя выставление счёта-фактуры обусловлено налоговым, а не гражданско-правовым регулированием, неисполнение этой обязанности в рамках договорных отношений означает недобросовестное исполнение обязательства (п. 3 ст. 307 ГК РФ) и извлечение подрядчиком выгоды из незаконного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). Поэтому заказчику должна быть предоставлена судебная защита путём возложения на контрагента обязанности совершить действия по выставлению и передаче счёта-фактуры — вывод об обратном противоречит и налоговому законодательству, и условиям договора.
Для практики. Заказчику/генподрядчику при уклонении подрядчика от выставления счёта-фактуры следует сразу заявлять самостоятельное требование о понуждении к составлению и передаче счёта-фактуры с указанием суммы и ссылки на п. 5, 6, 8 ст. 169 НК РФ — отказ в этом способе защиты не основан на ст. 12 ГК РФ. При повторном рассмотрении суду надлежит дать оценку факту выполнения и приёмки работ, размеру включённого в цену НДС и условиям договора о документальном оформлении расчётов; бремя доказывания добросовестности и обоснованности невыставления счёта-фактуры переходит на подрядчика.
Судебная практика всех остальных округов