Регулирует Федеральный закон № 418-ФЗ от 29.11.2024 (внес изменения в НК РФ)
1. Налоговая база
Определяется как разница между ценой реализации и документально подтвержденными расходами на приобретение криптовалюты:
НК РФ, статья 214.2 (в ред. 418-ФЗ): «Налоговая база по операциям с цифровой валютой определяется как разница между суммой доходов от реализации цифровой валюты и суммой документально подтверждённых расходов на её приобретение, хранение и реализацию.»
Документами для подтверждения расходов могут быть:
🔸 выписки с криптобирж, обменников;
🔸 скриншоты истории транзакций (при отсутствии официальных выписок);
🔸соглашения, договоры купли-продажи;
🔸 платёжные поручения.
Цифровая валюта для целей налогообложения ー имущество (п. 2 ст. 38 НК РФ), к ней применяются нормы налогообложения имущества.
2. Майнинг
Доход от майнинга возникает на дату, когда у майнера появилось право распоряжаться намайненными монетами, по рыночной котировке на дату получения:
НК РФ, статья 214.2, пункт 2: «При получении цифровой валюты в результате майнинга доход определяется как стоимость полученной цифровой валюты, исчисленная исходя из рыночной цены, действовавшей на дату возникновения права распоряжаться такой цифровой валютой.»
Доход определяется как стоимость намайненной валюты на дату ее получения. При последующей продаже валюты налог начисляется с разницы между ценой продажи (реализации) и ее зафиксированной стоимостью на момент приобретения.
Майнинг ー это про ОСНО. Применение спецрежимов ー УСН, АУСН, ПСН, НПД ー для майнинга запрещено:
НК РФ, статья 346.12, пункт 3, подпункт 23 (в ред. 418-ФЗ): «Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: ... организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие майнинг цифровой валюты»
Этот же запрет распространяется на АУСН, ПСН (пп. 6 п. 6 ст. 346.45 НК РФ) и на самозанятых - плательщиков НПД (ст. 6 ФЗ № 422-ФЗ).
Налоги с дохода от майнинга как на ОСНО:
ー налог на прибыль организаций ー 25%.
ー НДФЛ: доход физлиц - резидентов РФ от майнинга валюты облагается по прогрессивной ставке от 13 до 22% в зависимости от совокупного годового дохода (пункт 8.3 статья 210 НК РФ).
3. Операции с криптовалютой (кроме майнинга) возможны при применении спецрежимов.
Операции с криптовалютой (кроме майнинга) налоговых резидентов РФ облагаются по ставке НДФЛ 13%, 15%.
4. НДС
НДС на операции с цифровой валютой не начисляется:
НК РФ, статья 149, пункт 13 (в ред. 418-ФЗ): «Операции по реализации цифровой валюты освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.»
🔝
#криптовалюты #налоги #ФЗ282 #ФЗ259 #майнинг