6.3 Налогообложение майнинга
Намайненная крипта ー имущество:
Ст. 211 п. 1 НК РФ: «К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится доход в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты»
Майнеры обязаны информировать ФНС о полученной ЦВ и сообщать адреса-идентификаторы (кошельки):
Ст. 3 ч. 11 282-ФЗ: «Лицо, осуществляющее майнинг цифровых валют (в том числе участник майнинг-пула), обязано предоставить информацию о получении цифровых валют в случае выпуска (получения) цифровых валют в результате майнинга, а также об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула, в федеральный орган ..., осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах ... »
⛏️ Дата признания дохода от майнинга (дата фактического получения дохода) ー дата, на которую у майнера возникает право распоряжаться добытым:
Ст. 223 п. 1.3 НК РФ: «Для доходов в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты, датой фактического получения доходов признается дата, на которую у лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты, возникает право распоряжаться такой цифровой валютой, в том числе путем зачисления такой цифровой валюты ... на счет другого лица.»
В каком случае у майнера возникает это право? Например, при переводе валюты на биржу для продажи или при самой продаже валюты? Вопрос активно обсуждается.
⛏️ Налоговая база по операциям с цифровой валютой (Статья 282.3 НК РФ):
Доходы от майнинга определяются по рыночной котировке ЦВ на дату признания дохода:
Ст. 282.2 п. 2: «Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты, определяются исходя из рыночной котировки такой цифровой валюты на дату признания дохода.
Рыночной котировкой ... признается цена закрытия, рассчитываемая иностранным организатором торговли (включая биржу) по сделкам, совершенным через него в течение торгового дня.
Защита от отклонений (Ст. 282.2 п. 3):
При продаже крипты дешевле рынка > чем на 20%, принимается к учету доход по рыночной цене минус 20%.
При покупке крипты дороже рынка > чем на 20%, ее стоимость определяется по рыночной цене + 20%.
Стоимость намайненной ЦВ для налогового учёта приравнивается к тому доходу, который признали при её получении (по рыночной котировке). Это предотвращает двойное налогообложение: сумма налога при получении, становится "базой" для вычета при последующей продаже:
Ст. 282.3 п. 3: «Стоимость цифровой валюты, полученной в результате ... майнинга ... равна сумме дохода, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.»
Налоговая база при реализации ЦВ определяется как разница между доходом от реализации и стоимостью актива (при получении):
Ст. 282.3 п. 4: «При реализации (безвозмездной передаче) цифровой валюты налогоплательщик определяет налоговую базу как доход (выручку) от реализации цифровой валюты, уменьшенный на ее стоимость и затраты на реализацию такой цифровой валюты.»
Расходы на э/э, амортизация снижают базу (Ст. 282.3 п. 5)
Перенос убытков:
Ст. 282.3 п. 7: «Убытки от операций с цифровыми валютами прошлых налоговых периодов могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы по операциям с цифровой валютой, исчисленной отдельно от общей налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода...»
🔻Кратко
◽️Майнинг ー на ОСНО.
◽️Операции с ЦВ вкл. майнинг ー без НДС
◽️Доход возникает при получении (майнинге) и продаже ЦВ
◽️Для оценки стоимости используется рыночная котировка зарубежных бирж
◽️Налоговая база при продаже ー разница между выручкой и стоимостью валюты + затраты на реализацию (комиссии).
Налог начисляется с разницы между доходом (выручкой) от продажи и стоимостью приобретения ЦВ.
◽️Продажа ЦВ облагается как продажа имущества: НнП / НДФЛ
◽️Налоговую базу снижают расходы на майнинг
◽️Налоговая база по криптооперациям считается отдельно, убытки можно переносить на будущий период
◽️ Перспективы майнинга: добыча BTC ограничена, переходят на экономный консенсус при майнинге
🔝
#майнинг #налог #282ФЗ