☝☝☝ Шаг вперед или два ... ?
Сегодня была опубликована мотивировочная часть определения СКЭС ВС РФ по налоговому спору компании "Вокфорс". Ниже мнение партнера Taxadvisor Антона Никифорова.
Основной вопрос: может ли налогоплательщик учесть рыночные цены в качестве расходов по налогу на прибыль, если его обвиняют в заключении сделки с технической компанией и он не указывает на реального поставщика.
Если кратко, то ответ - не может.
Однако тут важны детали.
Хорошая новость: Судебная коллегия ВС РФ не изменяет сформированного ранее подхода (ООО "Фирма "Мэри" в определении 12.05.2021 № 309-ЭС20-23981, ООО "Спецхимпром" в определении от 15.12.2021 № 305-ЭС21-18005):
- те, кто создал схему ухода от налогов и контролировал технические компании учитывают только расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС по данным налогового учета реального поставщика. Не представил такие сведения - не получаешь ничего, только налоги со всего дохода;
- те, кто вел дела с реальным контрагентом, а не технической компанией, хотя и не контролировал последнюю - аналогично;
- остальные, то есть те, кто не проявил осмотрительность, либо должны искать реального контрагента, либо применяют расчетный метод, то есть могут учесть рыночные цены в качестве расходов для налога на прибыль.
Такого же подхода придерживается ФНС России в письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3010@.
Почему мы считаем, что подход не изменился ? Ведь в тексте определения так много категоричных тезисов о недопустимости использования расчетного метода.
Важно понимать ситуацию, по которой были сформулированы правовые выводы.
В налоговом споре было установлено, что клининговая компания фактически без помощи технических контрагентов сама выполняла работы. Часть - силами своих сотрудников, часть - силами работников привлеченного агентства.
Налогоплательщик, привлекая иностранную рабочую силу, видимо, уплачивал зарплату наличными. Поэтому ему было сложно представить доказательства для учета некоторых реальных расходов. Вот и возникла идея применять рыночные показатели - расчетный метод.
В такой ситуации можно увидеть логику в отказе учесть расходы по рыночным ставкам. Нет доказательств - нет расхода. Схема же самого налогоплательщика.
Хотя, конечно, если установлены факты привлечения таких сотрудников, то вряд ли они работали бесплатно. Все-таки даже при отсутствии доказательств некая расчетная величина вознаграждения, пусть и с дисконтом должна быть учтена, на наш взгляд. Но Верховный суд здесь категоричен.
Итак, мнение о возможности применения расчетного метода у ВС РФ не изменилось исходя из фактических обстоятельств. Но кроме того, в тексте присутствуют ссылки Судебной коллегии на выработанные ранее подходы в пунктах 5 и 6 "Обзора практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023.
Не очень хорошая новость: Большая часть текста определения состоит из комментариев, общий смысл которых в том, что никакого расчетного метода не может быть в ситуации заключения сделки с технической компанией, сделки в "теневой отрасли экономики".
И складывается общее впечатление, что рыночные цены по таких нехорошим сделкам ни у кого ни учитываются. Даже у тех, кто проявил неосмотрительность в выборе контрагента, и не контролировал "однодневок".
Тогда единственный путь реконструкции, если ваш контрагент "плохая" компания, - поиск реального поставщика или подрядчика-исполнителя.
И все же это только впечатление )
Post #3111
743

- ❤ 6
- 👍 6