Налог на процентный доход по вкладам и счетам платят все получающие процентные доходы в России: как налоговые резиденты, так и нерезиденты. Пенсионеры и лица с ограниченными возможностями тоже платят на общих основаниях.
Самостоятельно декларировать доходы по вкладам не нужно. Налоговый орган рассчитает сумму НДФЛ на основе ежегодных сведений от банков. И при необходимости включит ее в налоговое уведомление.
Физические лица могут и сами рассчитать налог к уплате, используя данные личного кабинета налогоплательщика для физических лиц. Здесь можно узнать размер полученного дохода от процентов за предыдущий год.
Согласно ст. 214.2 НК, при расчете налога учитываются не только банковские вклады, но и другие банковские продукты, по которым человек получает доход в виде процентов. Например, накопительные и карточные счета. Облагаются доходы от депозитов как в рублях, так и иностранной валюте.
🖇
Необлагаемая налогом сумма дохода от вкладов рассчитывается так: 1 млн × 0,21 = 210 000 рублей (0,21 — это максимальная ключевая ставка в 2024). Все, что свыше, облагается НДФЛ.👉 Ставка налога —13%. Или 15% для доходов от 5 млн рублей в год. В том числе для нерезидентов.
Доходы по вкладам с процентной ставкой 1% годовых и менее НДФЛ не облагаются. Также освобождены от налога доходы по счетам эскроу — спецсчета для покупателей строящейся недвижимости.
С доходов по вкладам и счетам в инвалюте налог нужно платить независимо от размера процентной ставки. Доходы будут пересчитываться в рубли по курсу ЦБ на дату выплаты процентов.
Если гражданин стал обладателем вклада и полученного от него процентного дохода в связи с наследованием, налог с процентов платить не нужно. Но если проценты по вкладу получены уже после вступления в наследство, такой доход облагается НДФЛ по общим правилам как как доход наследника.