Post #69
404
Привычной является ситуация, когда при реализации между взаимозависимым лицам по цене ниже рыночной, ФНС делает доначисления продавцу, однако есть кейсы и с доначислением ПОКУПАТЕЛЮ! Об одном из таких дел, по которому вынесено Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2022 N 304-ЭС22-2145 по делу N А70-1135/2021 пойдет речь далее. В п.1. ст. 8 Конституции Российской Федерации установлен принцип свободы экономической деятельности. В п.1. ст. 1 ГК РФ установлен принцип «свободы договора». Но в ряде случаев для целей налогообложения могут применяться иные цены. В разделе V.1 НК РФ введено понятие «контролируемой сделки». Не все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, есть «обрезание» по суммам. С 2019 года, если стороны сделки являются российскими субъектами, контролируемые сделки начинаются с суммы в 1 млрд. руб в год. В «Докладе об исполнении в 2020 году Плана деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2020-2025 годы» указано: «В рамках проведения налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами за период 2014-2020 годов назначено 45 проверок». Т.е. в среднем 6,4 проверки в год. Можно отметить появление такой категории, как «необоснованная налоговая выгода вследствие манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами» (используется для доначисления налогов по сделкам, которые не являются контролируемыми) - Решение Верховного Суда от 01.02.2016 по делу № АКПИ15-1383, п.3. Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V1 и статьи 269 НК РФ (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года. В деле, по которому вынесено Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2020 № 304-ЭС20-4996, имела место продажа недвижимости взаимозависимому физическому лицу, ФНС исчислила НДС и налог на прибыль с рыночной стоимости на основании заключения эксперта, также налоговому агенту был доначислен НДФЛ с дохода физического лица – покупателя в виде материальной выгоды, которая определяется как разница между рыночной стоимостью и ценой сделки. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 90 ст. 217 НК РФ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 годах, НДФЛ не облагаются. В уже упомянутом деле, по которому вынесено Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2022 N 304-ЭС22-2145, ФНС сделала доначисления по причине неотражения дохода, полученного в результате существенного занижения цены сделки при приобретении недвижимого имущества у взаимозависимых лиц (ИП на УСН приобрел у двух взаимозависимых организаций торговый центр по цене более чем в 10 раз ниже рыночной), ФНС также был сделан вывод об утрате ИП права на применение УСН и доначислены налоги по общей системе налогообложения (НДФЛ и НДС).
- 👍 7