TGViewer
Victor-nalogi Victor-nalogi @victornalogi · 2.36K subscribers
Post #538 642
Вниманию застройщиков!
 
Конституционный суд Постановлением от 21.07.2026 N 52-П (далее по тексту – Постановление N 52-П) ограничил в ряде случаев действие повышающих коэффициентов по земельному налогу.
 
По земельному налогу установлена ставка 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (базовая ставка составляет 1,5%).
 
При этом в течение первых трех лет с даты получения права собственности на земельный участок (при договоре о комплексном развитии территории – в течение трех лет с даты выдачи разрешения на строительство) земельный налог исчисляется с повышающим коэффициентом 2, если в течение трех лет строительство закончено, то налог пересчитывается с коэффициентом 1 и разница между исчисленным таким образом налогом и исчисленным с коэффициентом 2 считается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату, а если в течение 3 лет строительство не завершено, то применяется повышающий коэффициент 4 (пункты 15,16,16.1 ст. 396 НК РФ).
 
Повышающие коэффициенты необходимо применять и в тех случаях, когда земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (пп. 1 п. 1 ст. 394, п. 15 ст. 396 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.02.2021 N 03-05-05-02/13235).
Причем до принятия Постановления N 52-П  была позиция о том, что когда такой участок используется в предпринимательской деятельности необходимо применять ставку 1,5% и делать расчет с применением повышающих коэффициентов вплоть до государственной регистрации прав на построенный на нем объект недвижимости (п. 9 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в IV квартале 2024 г. по вопросам налогообложения, Письма ФНС России от 07.04.2025 N БС-4-21/3637@, от 20.12.2021 N БС-4-21/17881@ (п. 2)).
 
Конституционный суд в Постановлении N 52-П указал, что по земельным участкам, предоставленным для индивидуального жилищного строительства, по которым земельный налог уплачивается по ставке 1,5%, повышающие коэффициенты не применяются.
 
В п. 2 резолютивной части Постановления N 52-П содержится положение о том, что оно не имеет обратной силы, действует на будущее время и не является основанием для пересмотра исполненных налогоплательщиками обязательств по уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды, а также текущий налоговый период, за исключением налоговых обязательств заявителя (обратившегося в Конституционный суд) и налогоплательщиков, обратившихся до 21 июля 2026 года за судебной защитой, дела или жалобы которых на указанный момент поданы и (или) находятся на рассмотрении судов.
Повышающие коэффициенты, предусмотренные п.15 ст. 396 НК РФ, не могут применяться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые предназначены для индивидуального жилищного строительства и используются в предпринимательской деятельности и ввиду этого облагаются по налоговым ставкам, установленным в пределах 1,5 процента, начиная с нового налогового периода (т.е. с 2027 года), если федеральным законодателем не будет установлено иное.
 
Как следствие, появилось Письмо ФНС России от 21.07.2026 N БС-36-21/6262@ "Об отмене действия письма ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.2026 N 52-П".

Продолжение в следующем посте.
  • 🔥 4
More from @victornalogi
  1. Oct 7, 2026Помимо законопроекта № 617-9, который ужесточает налогообложение и налоговое администриров…
  2. Oct 6, 2026Продолжение про изменения, вносимые законопроектом № 617-9 от 30.09.2026 в налоговое закон…
  3. Oct 5, 2026Продолжение про изменения, вносимые законопроектом № 617-9 в налоговое законодательство (п…
  4. Oct 2, 202630.09.2026 в Государственную думу внесен масштабный законопроект № 617-9 по ужесточению на…
  5. Oct 1, 2026"Налоговое дело" блогера Портнягина по "дроблению бизнеса", о котором ранее писал (https:/…
  6. Sep 24, 2026Продолжаю цитировать публикацию на официальном сайте Минфина от 24.09.2026 (https://minfin…
Threads Profile ViewerView any public Threads profile without an account.Open ThreadLook →Writing with AI? Make it sound human.Metric37 rewrites AI drafts so they read naturally. Free AI detector, 1,500 words free.Try Metric37 →