Прочитав заголовок, я уверен, что большинство ответят: «Нет».
Более того, об этом прямо говорит ст. 150 АПК РФ, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, которое является стороной дела, это основание для прекращения производства.
Но этого поста не было бы, если бы всё было так просто. Делюсь интересным делом.
📂Фабула: коротко
Одна компания взыскала с другой долг, больше 126 млн руб. Решение вынесли ещё в 2022 году. Ответчик решение не обжаловал, да и вроде даже в суд не ходил.
В 2023 году кредитор подал на банкротство должника, но финансировать процедуру отказался. Производство по делу о банкротстве прекратили, и кредитор подал иск о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне банкротства. Параллельно ФНС исключила компанию-должника из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений. Компании не стало.
Дело о субсидиарке идёт своим чередом. Размер требований к ответчикам строится ровно на том самом решении 2022 года, то есть долг из него стал суммой, которую просят взыскать уже с физлиц.
И тут один из ответчиков решает пересмотреть решение о взыскании долга!
💡Позиция контролирующего лица
Решение напрямую определяет размер его ответственности и закон наделяет его правом на его пересмотр, несмотря на то, что он не является его стороной.
Ответчик свою позицию основывает на том, что всё это взаимосвязанные сделки между аффилированными лицами и долг в принципе сомнителен.
Но есть одна проблема. Компания-то ликвидирована!
📎Позиция кредитора
Ответчика нет, юрлицо исключено из ЕГРЮЛ ещё до подачи заявления, значит, производство надо прекращать.
⚖️Что решил суд?
Суды трёх инстанций с кредитором не согласились. Решение 2022 года отменили и начали пересмотр. Кассация поддержала и вот её позиция:
Cмо по себе исключение акционерного общества из ЕГРЮЛ не означает, что любой судебный акт, затрагивающий имущественные последствия его деятельности и права иных лиц, автоматически утрачивает правовое значение.
В этой связи суды обоснованно исходили из того, что прекращение правоспособности акционерного общества не препятствует пересмотру судебного акта в рассматриваемой ситуации, поскольку последствия такого пересмотра могут непосредственно повлиять на размер требований, предъявленных к КДЛ.
Ещё суд указал, что нельзя допускать «излишне формальный подход», ведь цель пересмотра в том, чтобы устранить ошибочные акты.
🔗Источник: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.08.2026 по делу № А53-35276/2021
❓Вопросы
Интересно, кто будет защищать ликвидированную компанию при новом рассмотрении? Кредитор останется один и должен будет доказывать реальность долга? Станет ли КДЛ процессуальным «заменителем» ответчика?
💬Выводы
🔵Для КДЛ. Если размер субсидиарки построен на решении, принятом без вас, его можно обжаловать, даже когда должник исключён из ЕГРЮЛ;
🔵Для кредиторов. Долг, взысканный по «молчаливому» решению, особенно между аффилированными лицами, могут пересмотреть спустя годы и после ликвидации должника. Получается, что первичку имеет смысл хранить даже после исключения должника из ЕГРЮЛ.
Самое забавное, что этим делом со мной поделились в комментариях в Дзене! Обычно там либо хейтерские комментарии, либо просто кому-то что-то не нравится. А тут человек попросил высказать мнение об этой позиции суда. Для меня она оказалась неожиданной.
🏷Прочёл в законе
Резервный канал в MAX |ВК