С 2024 года доходы дистанционных работников (в том числе работающих из-за границы по трудовым договорам с российскими компаниями) облагаются НДФЛ по единой ставке резидентов: 13%-22%. (пункт 3.1 статьи 224 НК РФ)
Статус налогового резидента или нерезидента в данном случае значения не имеет.
Таким образом, если условиями трудового договора с российской компанией закреплен удаленный режим работы и по итогам года человек стал налоговым нерезидентом, то нет обязанности пересчитывать и доплачивать налог по ставке 30%.
При этом, удалённая и дистанционная работа в понимании трудового кодекса РФ обозначают один и тот же режим. (часть 1 статьи 312.1 ТК РФ).
Так называемый смешанный (ГИБРИДНЫЙ) режим это не третий вид работы или самостоятельный режим, а вариант дистанционной работы, при котором в договоре предусмотрено ЧЕРЕДОВАНИЕ периодов работы вне офиса и на стационарном рабочем месте (часть 2 статьи 312.1 ТК РФ).
❗️Формальное условие «дистанционный работник по договору с российской организацией» выполняется при гибридном договоре.
❓Вопрос только в объёме дохода, к которому применяется ставка НДФЛ 13-22% согласно п.3.1 ст.224 НК РФ.
Сам по себе гибридный договор не превращает весь годовой доход нерезидента в «доход удалёнщика» по ставкам 13–22%.
По смыслу норма пп. 6.2 п.1 ст.208 НК РФ привязана не к названию договора и простому указанию удалённого режима работы, а к фактической деятельности:
«вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем- российской организацией».
Мое мнение, что льготный режим налогообложения распространяется на часть дохода, за дни фактически отработанные дистанционно, а не на весь полученный доход в рамках договора.
В этом кейсе, у Ирины именно гибридный договор. На консультации разобрали эти особенности. Клиентка была неприятно удивлена, что возможно потребуется доплатить частично налог с дохода по ставке 30%. А частично - это за сколько дней?
По моей просьбе Ирина запросила у работодателя разъяснения по режиму работы И документы, подтверждающие сколько дней она отработала удаленно, а сколько из офиса. Справку дали, на официальном бланке, переписали формулировки из дополнительного соглашения.
☹️ А вот по количеству дней работодатель ответил, что:
К сожалению, в табелях учета рабочего времени и в расчетных листах информация о месте выполнения работы (офис или дистанционно) не фиксируется, поэтому официально подтвердить количество дней, проведенных именно удаленно, с помощью официальных документов не получится.
Система СКУД (пропуск) технически это фиксирует, однако эти данные не являются первичным учетным документом и не формируется как официальный документ.
Приплыли.?.?.?
- если Ирина, как добропорядочный налогоплательщик, захочет подать декларацию и доплатить налог по ставке 30% за количество дней, отработанных в офисе, подтверждающих документов для этого у нее нет....
- предвижу вопрос, а если ничего не будет делать, может прокатит и налоговая не узнает? может и прокатит...
- если Ирина не будет подавать декларацию и доплачивать налог, нельзя совсем исключить риск, что налоговая выявит статус налогового нерезидента, полезет в детали и потребует доплату по ставке нерезидента за весь доход. Налоговому органу это выгодно, а доказать обратное, без документов, это надо очень постараться...
▪️ Вот такой неоднозначный кейс из недавней практики... Спасибо тем, кто выбрал смайлик к предыдущему посту и попробовал себя в роли налогового консультанта)