Некоммерческие организации, как и любые другие юридические лица, участвуют в судебных процессах. Первое место из всех категорий по количеству дел занимает ликвидация НКО (об этом расскажу позже), второе - споры о пожертвованиях. Вроде бы добровольная процедура, о чем спорить? Но не все так просто. Из анализа решений судов хочу еще раз напомнить правила работы с пожертвованиями в денежной форме:
📎 Определите - вправе ли вы вообще принимать пожертвование. По статье 582 ГК РФ круг лиц, которые 100% могут принимать пожертвование — граждане, медицинские, образовательные организации, организации социального обслуживания и аналогичные им организации, благотворительные и научные организации, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации. Есть указание на "иные НКО" - это те, у которых есть общеполезная цель деятельности.
📎 Пожертвование - это всегда отсутствие встречного обязательства. Если вы открыто говорите о том, что за пожертвование будете что-то предоставлять (магнитик, открытку, скидку на товар в магазине партнера) - это уже не пожертвование, а иная сделка (например, купля-продажа). Такие сделки признаются притворными (то есть сделками, которые совершены с целью прикрыть другую сделку) и являются ничтожными. Вы можете поблагодарить своих жертвователей за их участие в жизни организации, но приурочить это к какому-то празднику (например, разослать открытки к Новому году) или сразу после совершения пожертвования, но преподнести это не в рамках формулы "ты мне-я тебе".
📎 Для пожертвований свыше 3 000 рублей должен быть заключен договор. Это тоже требование закона. Несоблюдение письменной формы договора пожертвования влечет его ничтожность.
📎 В договоре пожертвования и при перечислении пожертвования через форму на сайте жертвователь должен точно понимать, на какую цель он переводит деньги и цель должна быть конкретной. Не устану повторять, что "общие котлы" (или "кастрюли") для сбора пожертвований не отвечают требованиям закона. Человек должен перейти на сайт и осознать, что жертвует на лекарства для Иванова Ивана, или на дальнейшую работу программы "Юридическая помощь", или на уставную деятельность и т.д.
📎 Если изменилась цель - уведомите. Обратите внимание на ч. 4 и 5 ст. 582 ГК РФ. Если не уведомите, жертвователь вправе потребовать вернуть пожертвование. Но это не все - в случае, если НКО использовала пожертвование не по целевому назначению, то оно признается внереализационным доходом, подлежащим налогообложению (т. е. с такой суммы необходимо уплатить налог, исчисляемый в соответствии с применяемой организацией системой налогообложения). А там еще и штрафы, пени насчитают...
#СборСредств
Post #92
477
- ❤ 6
- 🤡 1