Налоговые последствия при разделе совместно нажитого имущества супругов
При разделе совместно нажитого имущества целесообразно не только согласовать условия раздела, но и определить оптимальный способ его оформления с учетом налоговых обязательств.
На налоговые последствия влияют момент раздела имущества (в период брака или после расторжения) и документ, посредством которого оформляется раздел: брачный договор, соглашение о разделе имущества или судебный акт.
Общее правило: если доход в результате раздела имущества получен в период брака, налоговые обязательства по налогу на доходы физических лиц у супругов не возникают (п. 5 ст. 208 НК РФ).
Раздел имущества после расторжения брака при заключении соглашения о разделе или брачного договора.
В отношении применения налога на доходы физических лиц существовали и существуют различные подходы.
1. Позиция ФНС и Минфина России, сформированная ранее: начисление налога на доходы физических лиц.
1.1. Сумма, выплачиваемая бывшим супругом, получившим большую долю имущества, бывшему супругу, получившему меньшую долю, на основании соглашения о разделе имущества, ранее рассматривалась как доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц (Письмо ФНС России от 15.03.2017 № БС-4-11/4624, Письмо Минфина России от 02.03.2017 № 03-04-07/11811; Письмо Минфина России от 15.09.2021 № 03-04-05/74835).
1.2. Доход в виде недвижимого имущества, ранее являвшегося собственностью одного из супругов и переданного другому супругу по условиям брачного договора после расторжения брака, также ранее рассматривался как доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц (Письмо Минфина России от 15.09.2021 № 03-04-05/74835).
2. Позиция Минфина России, сформированная после 2024 года: отсутствие начисления налога на доходы физических лиц.
2.1. При заключении супругами (бывшими супругами) соглашения о разделе имущества, находившегося в их совместной собственности, доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает (Письмо Минфина России от 16.07.2024 № 03-04-05/66321, Письмо Минфина России от 25.04.2025 № 03-04-05/41868).
Таким образом, актуальная позиция Минфина России заключается в том, что при разделе именно совместно нажитого имущества между супругами (бывшими супругами) доход для целей налогообложения не возникает.
Раздел имущества в судебном порядке.
Общее правило: налог на доходы физических лиц не уплачивается.
Сумма, выплачиваемая супругом, получившим большую долю имущества, супругу, получившему меньшую долю, на основании решения суда, признается компенсацией, предусмотренной ст. 38 СК РФ. Указанная денежная сумма не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц (ст. 217 НК РФ; Письмо ФНС России от 15.03.2017 № БС-4-11/4624 во взаимосвязи с Письмом Минфина России от 02.03.2017 № 03-04-07/11811).
Исключение: если при разделе после расторжения брака одному из супругов передается имущество, являвшееся личной собственностью другого супруга, такая передача не является разделом совместно нажитого имущества и требует отдельной оценки налоговых последствий.
Рекомендация: вопросы раздела имущества рекомендуется решать с учетом не только семейно-правовых обстоятельств, но и налоговых последствий выбранного способа оформления раздела.
Post #752
37.2K

- 👏 131
- 👍 47
- ❤ 8
- 🔥 5
- 🙏 3