ИП занимался производством безалкогольных напитков. В 2019-2022 годах предприниматель подавал в ИФНС справки о выплаченных доходах физлицам на 92-132 человека. По результатам камеральных проверок предпринимателю доначислены страховые взносы 3.6 млн. руб., штраф 181 тыс., НДФЛ 2.6 млн. руб., штраф 65 тыс. руб. Основанием для таких сумм стали выводы проверяющих о том, что ИП подменил трудовые отношения гражданско-правовыми с 78 самозанятыми.
Суды первой и второй инстанции частично удовлетворили заявленные предпринимателем требования об отмене решений ФНС: зачли перечисленные самозанятыми налоги в размере 794 тыс. руб. в счет уплаты предпринимателем недоимки по НДФЛ.
Верховный суд, рассматривая жалобу ФНС, решил иначе:
1. Работодатель является агентом по уплате физлицом НДФЛ. Эту норму отменять решением ФНС нельзя. Налогоплательщик должен ее выполнять сам. С 1 января 2020 года в НК РФ есть положение, согласно которому в случае неправомерного неудержания налога агентом доначисление и взыскание налога осуществляется за счет собственных средств налогового агента (п. 9 ст. 226 НК РФ).
2. П. 1 ст. 54.1 НК РФ не разрешает уменьшать базу в результате искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности. Показания физлиц-работников, заключивших договоры на оказание услуг как НПД, свидетельствуют о действиях ИП, направленных на обход нормативных положений закона в целях экономии на налогах.
3. ИП злоупотребил своим правом. Поэтому должен понести ответственность.
4. Налоговый агент не может распоряжаться деньгами, которые были уплачены самозанятыми в виде налогов. Плательщики НПД должны сами обратиться в ИФНС за возвратом излишне уплаченных средств.
ФНС должна была проинформировать самозанятых об ошибочном исчислении ими НПД. Это сделано не было. Поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене (в части), а дело подлежит направлению на новое рассмотрение
💡Для любителей почитать первоисточник: Дело № А76-20897/2023 (Челябинская область).
#мспживи
#мспсудится
#самозанятаясреда
Post #9026
2.17K
Наталья Горячая. #МСПживи В результате проверки компании доначислены НДФЛ и СВ по отношениям с НПД.Основание - подмена работодателем трудовых отношений отношениями с плательщиками налога на профдоход. Можно ли зачесть уплаченные самозанятыми налоги в счет обязанности платить НДФЛ?
- 👍 14
- 👀 7