ЛДВ: что это и как сэкономить на налогах при долгосрочных инвестициях
Недавно мы проводили опрос: «учитываете ли вы налоговые льготы при продаже акций» и 25% ответили, что ориентируются на «трехлетнюю» льготу (ЛДВ).
Давайте разберемся, в чем секрет ее привлекательности.
Льгота на долгосрочное владение ценными бумагами (ЛДВ) — это одна из самых выгодных налоговых льгот для частных инвесторов в России. Принцип ее действия прост: если вы владели ценными бумагами более трех лет, то прибыль, полученная от их продажи, освобождается от налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Кто может воспользоваться• Физические лица — налоговые резиденты РФ.
• Владельцы ценных бумаг, допущенных к торгам на российских биржах.
• Владельцы паёв открытых паевых инвестиционных фондов (ПИФ), управляемых российскими компаниями.
Что не попадает под ЛДВ?• Бумаги, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счёте (ИИС).
• С 1 января 2025 года льгота не распространяется на активы, которые когда-либо находились на ИИС.
• Бумаги, приобретённые до 1 января 2014 года.
• Иностранные ценные бумаги (кроме бумаг стран ЕАЭС)
Как рассчитывается размер вычета?Лимит освобождения — 3 миллиона рублей за каждый полный год владения.
Пример расчёта:
Вы купили акции за 5 млн руб. Через 4 года продали их за 18 млн руб.
Ваша прибыль: 18 – 5 = 13 млн руб. Льгота за 4 года: 3 млн × 4 = 12 млн руб.
НДФЛ нужно заплатить только с разницы: 13 – 12 = 1 млн руб.
Как считается срок владения?• Принцип ФИФО (First In, First Out): первыми считаются проданными те бумаги, которые были куплены раньше всех.
• Срок считается с даты исполнения сделки (расчёта), а не с даты заключения.
• Для применения льготы нужно превысить трёхлетний срок. Если купили и продали ровно через 3 года — льгота не действует.
• Срок владения не прерывается, если бумаги использовались в сделках займа ценных бумаг или репо с брокером.
Как получить льготу?• Автоматически: с 2022 года большинство брокеров применяют ЛДВ автоматически при продаже бумаг.
• При переводе бумаг: если вы перевели бумаги от другого брокера, нужно предоставить документы, подтверждающие срок владения и затраты на приобретение.
• Через налоговую: если вычет предоставили несколько брокеров и общая сумма превысила лимит, или если брокер не применил льготу, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и вернуть налог.
Важные нюансы• Если вы продали бумаги с прибылью, превышающей лимит ЛДВ, налог платится только с превышения.
• Если по одной сделке льгота не покрыла всю прибыль, а по другой был убыток — они не суммируются для увеличения вычета.
• Льгота действует только на прибыль от продажи/погашения, а не на дивиденды или купоны (с них налог удерживается отдельно).
ЛДВ — это легальный способ существенно увеличить доходность долгосрочных инвестиций. Чем дольше вы держите бумаги, тем больше прибыли освобождается от налога.
🔵
Контрольный пакет в MAX#ликбез